Буква Бет

Буква БетВторое божеское имя, соответствующее второй букве алфавита Бет, есть Бахур — ясность, молодость.

Оно означает ангелов второго чина — офаним, то есть формы или колеса, по-русски — херувимы. Посредством их Бог привел в порядок хаос.

Счисление его Хокма «мудрость».

Буква Алеф

Буква АлефБуква Алеф соответствует первому имени Бога Эхие, которым объясняют божественную сущность. Каббалисты называют Его «Тем, Кого никогда не видел глаз человеческий» вследствие Его возвышенности. Он находится в мире, называемом Эйн-Соф, то есть бесконечное. Его атрибут или особое свойство называется кетер, что в переводе значит: венец, диадема.

Он управляет ангелами, называемыми по-еврейски Хайот-Хакодеш (то есть животные святости, или святые), представляющими первый ангельский чин — серафимы.

Символы масонов

Масоны — тайное религиозное общество, также именующее себя вольными каменщиками. Основная доктрина их религии декларирует всеобщее братство людей. Первоначально это действительно были общества каменщиков, которые путешествовали в Европе повсюду, где возводились грандиозные строения, имели систему тайных знаков, дающих возможность узнать друг друга.

Впоследствии масонские ложи стали приютом оккультистов, алхимиков, астрологов и т д. Основными структурными единицами масонов являются Великие ложи — территориальные организации, включающие в себя все символические ложи и всех масонов, находящихся на определенной территории (как правило, в стране может существовать только одна Великая ложа).

Символы масоновВеликая ложа абсолютно суверенна и обладает абсолютной властью в принятии важных решений на территории своей юрисдикции, однако не имеет права вмешиваться во внутренние дела остальных Великих лож. Возглавляется ложа Великим мастером.

Основная масонская символика: кадуцей, циркуль и наугольник

Масонство делится на две части — регулярное и нерегулярное. Регулярное масонство — та часть ордена Вольных каменщиков, которая признает древние ландмарки (путеводные вехи, т. е. основополагающие принципы) масонства.

Ложа регулярного масонства признается таковой, если она имеет Хартию, выданную регулярной Великой ложей. Великая ложа является регулярной, если ее Хартия выдана ей одной из признанных регулярных Великих лож.

Нерегулярное масонство — та часть ордена Вольных каменщиков, которая не признает одной или нескольких ландмарок и не следует им в своей работе. С формальной точки зрения, нерегулярные ложи — ложи, не имеющие Хартии, выданной регулярной Великой ложей.

Описание Львом Толстым ритуала посвящения необходимо прочитать каждому, кто захочет понять притягательность масонства, масонскую символику. Для немасона они выглядят абсурдно: претендент задирает штанину на одной ноге и надевает туфлю на другую, далее его проводят с завязанными глазами через переходы, проводят по ковру, сопровождая стуком деревянных молотков и шпаг, заставляя держать пару компасов напротив груди в сопровождении человека в балахоне, наставившего на него шпагу; упасть на колени, повергаясь к «воротам в храм», и т. д. Основной девиз масонов: «Fiat Lux et Lux fit» («Да будет Свет; и стал Свет» — лат.).

Великая ложа России была основана 24 июня 1995 года при помощи Великой национальной ложи Франции. Ее образование явилось вехой в процессе создания Российского регулярного масонства. На данный момент Великая ложа России признана более чем 70 Великими ложами регулярного масонства, в том числе Объединенной Великой ложей Англии, которая является материнской для всего масонства, Великой Материнской ложей Шотландии, Великой ложей Турции, Великой национальной ложей Франции, Конференцией Великих мастеров Великих лож Соединенных Штатов Америки, Великой ложей Австрии, Великой ложей Швейцарии «Альпина», Конференцией Великих лож Германии, Великой ложей Бразилии, Великой ложей Японии.

В одной Москве насчитывается семь масонских «мастерских», есть организации и в других городах России.

Розенкрейцеры

Основание алхимических обществ сильно укрепило веру в разрешимость алхимической задачи, и благодаря этому в первой четверти XVII столетия распространилась вера в существование некоего союза, члены которого наряду с прочими тайнами обладали тайной искусственного добывания благородных металлов и которой открывал для всех ищущих соблазнительные перспективы тоже приобщиться к такому знанию.

Розенкрейцеры — члены тайного общества XVII века, поставившего себе задачей всестороннее улучшение церкви и достижение прочного благоденствия государства и отдельных лиц.

План подобного религиозного братства был изложен Иоганном Валентином Андреа в его анонимных памфлетах: «Konfession der Societat d. Rosenkreuzer» (Кассель, 1613), «Fama fraternitatis» (там же, 1614) и «Chymische Hochzeit Christian Rosenkreutz» (там же, 1616), направленных к осмеянию теософо-алхимических бредней того времени.

Сам Андреа, внук богослова и довольно образованный для своего времени человек, пытался укрепить живое, деятельное христианство посредством основания общества людей одинакового образа мыслей, или духовного единства, в котором Христос был бы средоточием.

РозенкрейцерыУпомянутый в названии последнего памфлета Розенкрейц — литературный персонаж, немецкий дворянин, который якобы в 1378 году ездил на Восток и от индийских мудрецов узнал тайны философского камня и жизненного эликсира, как об этом свидетельствует надпись на его гробнице, будто бы найденная в 1604 году.

Подтверждение того, что такое общество действительно существует, видели в нескольких анонимных сочинениях, появившихся в1614и1616 годах. В них подробно трактовалось о некоем Обществе, которое поставило себе задачей реформу всего мира и облагораживание человеческого рода. Основателем его был немец, Христиан Розенкрейц, который родился в 1378 году и в юные годы был отправлен с одним бывалым монахом в Святые места.

Три года он пробыл в Дамаске, Иерусалиме и у белых арабов в Дамкаре, а потом отправился в Египет и Фец, чтобы познакомиться с тамошними мудрецами. После этого прошло два долгих года, и отец Розенкрейца вернулся через Испанию в Германию. Здесь он заключил союз с тремя единомыслящими с ним братьями-монахами, для того чтобы осуществить задуманную им мировую реформу. Так возникло Братство Розы и Креста, то есть Розенкрейцеров.

РозенкрейцерыПосле того как в Союз были приняты еще четыре человека, все его члены рассеялись по земному шару и стали повсюду распространять свои идеи; но ежегодно они возвращались на родину, собирались в училище Розенкрейца и давали отчет о своей деятельности.

Маститый старец умер в возрасте 106 лет. Место, где он был похоронен, осталось неизвестным для братьев. Они действовали в духе учредителя еще 120 лет. Впоследствии могила Розенкрейца была случайно открыта в подвале Союза. Здесь вместе с массой мелких мистических предметов были найдены рукописи с изложением тайн и откровений ордена, главным образом, о светопреставлении.

Главнейшая задача Союза, который просуществовал, должно быть, до начала XVII века, состояла в уменьшении земных бедствий путем приведения человечества к истинной философии. Эту философию познал Адам после своего падения, и ей следовали Моисей и Соломон. Вместе с тем Союз обещал дать своим членам обладание высшим знанием и руководство к тому, как путем нравственно чистой жизни предохранить себя от болезней и недугов.

То, что до сих пор было известно и сообщалось только в тесном кругу братства, теперь должно было стать доступным для всего света. Поэтому и предлагалось ознакомиться с задачами Союза, которые были опубликованы. Всякий, кто выражал готовность честно действовать в его духе и сообщал свое имя, получал немедленно дальнейшие разъяснения. При этом для возбуждения людского любопытства немного приподнималась завеса над таинственным миром ордена.

Так, между прочим, осуждалось «проклятое дыхание золота», но тут же подчеркивалось с похвалой, что это занятие было лишь parergon (побочным занятием) для братьев и что они «знали еще тысячи подобных штучек и даже еще получше, чем эта».

Хотя эти писания давали очень скудные сведения о задачах Братства Розенкрейцеров и таинственных средствах к их осуществлению, но в то весьма падкое на такие вещи время они возбудили громадное любопытство, получили самое широкое распространение и вызвали мощный поток литературы. С большим остроумием, но всего чаще с необычайной громогласностью пустого напыщенного словоизвержения трактовались всевозможные вопросы, например, о деятельности Союза и надеждах, сопряженных с вступлением в него.

О том же, существует ли Союз в действительности, насколько точные сведения о нем распространяют эти сочинения и кто неизвестный автор последних — такие и подобные им естественные вопросы, как это ни удивительно, вовсе не ставились. Очевидно, в головах царил такой невероятный хаос, что о проверке легендарных сообщений никто и не думал. Поэтому голоса, ко­торые подвергали сомнению самое существование Союза и отваживались высказывать взгляд, что Союз просто-нап­росто занимается распространением ложных учений по медицине и теологии, — эти голоса пропадали, и их, по-види­мому, никто не слушал.

К числу тех, кто всю эту историю объявлял гнусным обманом, принадлежал и сам автор таинственных книг. Хотя и гораздо позже, зато с большей убедительностью было выяснено, что автором этим является вюртембергский теолог Иоганн Валентин Андреа (1586—1654). Он был человеком разносторонне образованным, много видевшим на своем веку, проницательным, высоко стоявшим над своей мелкобуржуазной средой и свободным от того самодовольства, которым было проникнуто ортодоксальное лютеранство того времени.

Он выступал против догматических распрей своей эпохи, в целом ряде сочинений проповедовал деятельное христианство, основанное на братской любви и взаимопомощи, и создал план основания религиозного братства, которое должно было соединенными усилиями стремиться к осущест­влению своего идеала. Андреа сам впоследствии признался, что фантастическое произведение «Химическая свадьба» принадлежит его юношескому перу.

Братство, учрежденное Андреа в 1620 году под именем Fraternitas Christiana, не имело успеха вследствие смут Тридца­тилетней войны; оно было совершенно чуждо мистицизма. Наоборот, большое распространение получило общество мистиков и алхимиков, возникшее под именем Братства Розенкрейцеров в 1622 году в Гааге и имевшее отделения в Амстердаме, Нюрнберге, Данциге, Гамбурге и других местах, а также в Италии, особенно в Мантуе и Венеции.

Члены этого общества именовали себя истинными розенкрейцерами, а основателем его считали Христиана Розе. В середине XVIII века появились новые розенкрейцеры, которые представляли собой одну из ветвей франкмасонства.

Теософия и её символы

Теософия (от греч. — бог и — мудрость) — мистическое богопознание. Первоначально это слово было синонимом слова «теология». В таком значении оно встречается в сочинениях, приписанных Дионисию Ареопагиту и относимых в настоящее время к концу IV и началу V века христианской эры.

В позднейшем словоупотреблении теософия отличается от теологии тем, что последняя представляет систему знания о божестве, основанную на откровении и догматах, а богопознание теософическое опирается на непосредственные данные мистического восприятия.

Но от мистиков теософы отличаются тем, что они большей частью стараются придать своим индивидуальным мистическим откровениям форму законченной и связной системы.

Одни теософы относятся безусловно враждебно к рациональному познанию и к философии, другие стремятся объединить мистическое и рациональное познание в единое целое. В сочинениях теософов мы находим нередко причудливое сочетание крайней фантастичности содержания с внешней симметричностью и стройностью, придающими субъективным построениям видимость связной, научно разработанной системы.

Сила религиозного одушевления, иногда поэтическая роскошь фантазии, богатый образный язык составляют сильную сторону наиболее замечательных теософических произведений; но символизм, обилие аналогий, сравнений, метафор взамен строгой логической доказательности лишают этот род произведений серьезного научного значения. Во всяком случае, они представляют драгоценный психологический материал для изучения особенностей так называемого «мистического воображения».

Изида

ИзидаДревнеегипетская богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания — греческая транскрипция имени древнеегипетской богини Исе(т), первоначально местной по кровительницы Буто в Дельте, затем, по сопоставлении с богом соседних Бузириса и Мендеса — Озирисом, — женское дополнение, сестра и супруга последнего. Она была вечным символом женственности, материнства, супружеской верности. В эллинистическом мире ее прозвали «той, у которой тысяча имен». Греками она была идентифицирована с Деметрой, Герой, Селеной и Афродитой. Изида почиталась как «колдунья», которая могла защитить сына Гора — и вместе с ним земных детей — от змей, хищных животных и других опасностей. Ей приписывалось изобретение различных медицинских средств, магических формул (отсюда ее эпитет «великая волшебством»), знание сокровенных вещей и т. п.

Мы порой даже не осознаем, насколько имя Изиды оказало влияние на всю мировую культуру. Так, даже название столицы Франции Париж происходит от «Пар-Айзис» — «Могила Изиды». Старейшая церковь города Сен-Жермен де Пре была построена в 542 году н. э. на месте храма Изиды. В этой церкви черной статуе Изиды поклонялись как Деве Марии до 1514 года. Многие подобные «черные мадонны» произошли от поклонения Изиде, так, возможно, объясняется молчание церкви насчет них. Непорочное зачатие Изидой Гора (предыдущая форма рождения Христа), как и способ, которым ее женская сила одолела Ра, не могли радовать патриархальных христиан.

Возрождение Изиды уже в новое время началось с движения теософов (см. Е. П. Блаватская «Разоблаченная Изида») и нашло продолжение в наши дни в культовой книге Р. Грейвса «Белая Богиня». Изиде сейчас поклоняются многочисленные языческие секты с оттенком викканства или сатанизма или без оных, с упоминанием ее имени или лишь ее символов.

Теософия и её символыИстолкование фигуры Адды-Нари (по А. Дебарролю)

«Фигура эта представляет Изиду или саму природу. На лбу ее изображен знак всеобщей генерации. Направо, у ног ее, лежит тигр; это злой и невежественный человек, налево — взнузданный бык, представляющий неофита и доброго человека.

Изида высится прямо между добром и злом, между возмущением и покорностью. Ее четыре руки представляют четыре элемента и каждая держит соответствующие атрибуты. Огонь изображен мечом. Воздух — кольцом или
петлею. Земля — древесной цветущей ветвью, представляющей скипетр. Вода — чашей.

Источник млека исходит из головы Изиды, льется перед глазами взнузданного быка, падает у ног его и течет таким образом до лап тигра, который его не видит.

Молоко образованности течет не для безумцев.

Чтобы утолить им свою жажду — необходимо наклониться к нему, необходимо видеть его, а для этого необходимо его искать.

Две руки Изиды со стороны тигра держат: одна — меч, другая — воздух и петлю; воздух — это гроза.

Безумец должен быть сдерживаем огнем и железом, на нем должна быть петля; над его головой висит гроза.

Для безумцев природа сокрыта. Безумцу ничего не должно быть открыто из сожаления к нему.

Природа (Изида) носит ожерелье. Со стороны быка оно составлено из человеческих голов, образующих божественную цепь; на стороне злого это ожерелье изменяется в цепь железную.

Для злого — цепи, тюрьма, рабство, ибо он тигр; он вооружен и силен, он любит кровь и истребление, и ласковый, приносящий пользу бык должен быть от него защищаем.

Тигр искоса смотрит на орудия укрощения, висящие над его головой, и остается неподвижным, озлобленным и беспо­койным.

На природе нет покрывала со стороны быка; для него она не имеет тайн, для него две руки Изиды держат: одна цветущую ветвь — это изобилие, разум, раскрывающий свою почку, пальма, скипетр, награда; другая — чашу, которую подставляет она под молоко, долженствующее служить пищею быку.

Змея, голова которой обращена к добру, обвивается вокруг шеи Изиды; это источник жизни, электричество, магнетизм, свет, великий магический деятель.

У Изиды три ожерелья, которые суть три мира.

Со стороны тигра у ней девять браслетов — они выражают число тайны. Со стороны быка — пять, ими обозначается число разума.

Две змеи, которые обвивают руку, держащую цветущую ветвь суть символ равновесия звездного света, тайна жизни.

Она все отдает добру, даже кожу тигра, которую она носит на поясе. И весь нравственный смысл этой фигуры выражается одним знаком.

Рука Изиды, держащая цветущую ветвь, делает знак эзотеризма, предлагающий молчание.

Эзотеризм — то, что должно скрывать.

Экзотеризм — то, что может быть сказано.

У нее разжаты три первых пальца, означающие в хиромантии силу, обладание и рок, а последние два, представляющие науку и свет, сжаты.

Этим как бы говорится добрым и посвященным: соберитесь вместе — и у вас будет сила и обладание, и вы будете управлять роком; но скрывайте от простых людей, от злых и неразумных науку и свет.

Сфинкс

Сфинкс — в греческой мифологии демон-душитель в образе полуженщины, полульва; олицетворение неизбежной судьбы и нечеловеческой муки.

Название это греческого происхождения (от гр. sjiggw — душить), но представление заимствовано, вероятно, у египтян или ассирийцев, у которых сфинкс — одна из обычных мифических фигур.

По Гесиоду (Теогония, 326 и сл.), Сфинкс была дочерью Химеры и Орера, по другим— Тифона и Ехидны. Особенно распространено было фиванское сказание, разработанное греческими трагиками, которые воплотили в сфинксе идею борьбы человека с судьбой.

Близ Фив показывали пещеру в горе Фикион, или Сфинпон, где, по преданию, жило это чудовище. По фиванскому преданию, Сфинкс была послана Герой, или Аресом, или Дионисом для опустошения страны в наказание за убиение Кадмом Аресова дракона (или за преступления Лаия).

Приютившись в пещере названной горы, Сфинкс подстерегала проходящих и задавала загадку: «Кто ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух и вечером на трех?» (разгадка — человек в три поры его жизни: в детстве, возмужалом возрасте и старости).

При этом Сфинкс обязывалась в случае разрешения загадки умертвить себя; не разрешавших же загадки она пожирала (или сбрасывала со скалы). Загадка была разрешена Эдипом, и Сфинкс бросилась со скалы. Эдип таким образом сделался царем и женился на Иокасте, своей матери.

Изображения Сфинкс в искусстве были различны: обыкновенно она имела голову и бюст женщины и заднюю часть туловища какого-либо животного (льва, змеи, собаки и пр.), или переднюю часть туловища льва и заднюю часть тела человека, с когтями коршуна и крыльями орла.

Истолкование символа по Папюсу

«Религии сменяют одна другую, поколения проходят, и последнее мнит с гордостью, что может отнестись с презрением к древней науке. Над всеми этими несогласиями, спорами и заблуждениями одиноко возвышается неподвижный Сфинкс, который вопрошает невежд, профанирующих науку: «Что я такое?»

Храмы могут быть разрушены, книги могут исчезнуть, но высокие познания, приобретенные древними, не могут быть забыты. Сфинкс остается, и его достаточно.

Символ Единицы — он соединяет в себе формы, наиболее чуждые одна другой.

Символ Истины — он показывает причину всех противоположных ей заблуждений.

Символ Абсолютного — он является изображением таинственного Кватернера.

«Только моя религия истинна», — взывает фанатик христианин.

«Ваша есть дело обманщика, а моя религия идет от Бога», — отвечает еврей.

«Все ваши священные книги списаны из нашего откровения», — восклицает индус.

«Все религии — обман, кроме материи, ничего не существует; принципы всех верований исходят из наблюдения звезд; только наука истинна», — утверждает современный ученый. А Сфинкс возвышается, безгласный, над всеми спорами, служа молчаливым соединением воедино всех верований и наук.

Он показывает христианину Ангела, Орла, Льва и Тельца, сопровождающих евангелистов; еврей узнает в нем сон Иезекииля; индус — тайны Адда-Нари, а ученый, намеревавшийся с презрением пройти мимо, заметил в символических изображениях эмблемы четырех элементарных сил: Магнетизма, Электричества, Теплоты и Света. В нерешительности будущий адепт вопрошает Сфинкса, и тот говорит ему: «Смотри на меня, голова моя человечья, и в ней пребывает наука, как тебе это указывают символы посвящения, находящиеся на ней.

Наука руководит моей жизнью, но она сама по себе слабая поддержка, на моих четырех лапах львиные когти; я вооружен для действий и могу направиться направо, налево, вперед и назад; ничто не может противостоять Смелости, ведомой Знанием. Но эти лапы так крепки оттого, что приделаны к бокам быка.

Если я принимаюсь за дело, то работаю усердно, с выносливостью быка, трудящегося на полевой борозде. В минуты слабости, когда упадок духа овладевает мной, когда одной мысли не справиться при управлении моим существом, я взмахиваю моими орлиными крыльями. Я вздымаюсь в область созерцания, я читаю в Сердце Мира тайны мировой жизни, после чего возвращаюсь к своему молчаливому занятию.


Моя голова


Советует тебе


Знать


Когти


 -


Сметь


Бока


 -


Хотеть


Крылья


 -


Молчать

Следуй моим советам, и жизнь будет казаться тебе справедливой и прекрасной».

«Человеческое лицо сфинкса говорит о разуме;

Его груди — о любви, когти — о борьбе;

Его крылья суть Вера, Мечта и Надежда;

А его бычачьи бока — труды этого мира.

Если ты умеешь трудиться, верить, любить, защищаться,

Если не порабощен низкими(заботами,

Если твое сердце умеет хотеть и твой дух — понимать,

Царь Фив! привет тебе, когда ты увенчан».

simvoli_teosofii_4В этом изображении Сфинкса выказываются две значительные противоположности.

Спереди: Голова (Знание) противополагается Лапам (Смелость).

Сзади: Бока (Труд) также противополагаются Лапам (Смелость).

Между обоими находится созерцание — Крылья, которыми он управляет.

Смелость действий (передние Лапы) решительна, если Знание постоянно руководит ею (Голова).

Смелость в науке (задние Лапы) всегда будет увенчана успехом, если будет руководствоваться Трудом и Постоянством (Бока быка).

Наконец, невоздержанность действий или занятий науками должны укрощаться здравым размышлением (Крылья орла)

 

 

Абракадабра

Абракадабра - Магическое слово, восходящее к евр. «abreg ad habra» — «мечи свою молнию даже в смерть». Одно из имен бога-солнца Митры, оно впервые появляется в медицинском трактате в стихах Самоника, который жил при императоре Септимии Севере. Годфри Хиггинс утверждает, что это от «Абра» или «Абар» — «Бог» в кельтском языке и «кад» — «святой»; оно употреблялось как заклинание и гравировалось на камеях как амулет. Этой надписью снабжались целебные амулеты (см. ниже). Употребляясь в качестве магической формулы, это слово обычно вписывалось в перевернутый треугольник или выстраивалось в его форме.Абракадабра

Считалось, что оно способно исцелить больного лихорадкой. Чтобы использовать его магическую силу, необходимо было взять листок бумаги (а лучше пергамента) и начать писать в нем буквы. Как только сам больной или кто-то по его поручению закончит построение треугольника, состояние больного начнет неуклонно улучшаться. Пергамент с «абракадаброй» должен находиться в контакте с телом больного до полного выздоровления последнего.

К. У. Кинг указывает на похожее слово «Абланатханалба», что означало «Ты отче наш»; оно одинаково читается с обеих сторон и унотреблялось в Египте как заклинание.
Заклинания и талисманы на основе абракадабры имели широкое хождение во всех странах и также в России. Первоначально писанные по-еврейски, эти талисманы затем писались и по латыни, и даже по-русски.

Тетраграмматон

ТетраграмматонНаибольшую роль в мистике Каббалы играет сочетание четырех букв YHVH (йод-хэй-вау-хэй), или Тетраграмматон, в котором, как полагают каббалисты, заключено имя самого Господа Бога

Произносится Его имя как «Иегова», или «Яхве». Тетраграмматон, как уверяют нас каббалисты, обладает силой, которая способна создавать и разрушать целые миры. Впрочем, полной уверенности в том, что Тетраграмматон вычислен единственно правильным способом, каббалистам пока достичь не удалось. Именно при помощи комбинации букв иудеи создавали наиболее универсальные и могущественные амулеты.

Не столь важен был материал и форма предмета, сколько те слова, которые на этот предмет наносились. Один из самых популярных буквенных амулетов — комбинация Тетраграмматона и четырех перестановок букв (глагол со значением «процветать»). Такой амулет способен принести своему обладателю окончательный и бесповоротный успех во всех деловых расчетах.

Однако многие маги также полагали, что само по себе слово «tetragrammaton» имеет некий таинственный и магический смысл, и выкликали его в заклинаниях, и писали его в качестве магического, хотя оно, конечно, таковым не являлось, а означает по-гречески дословно «четыре буквы».

Каббала

Строго говоря, иудаизм не имеет отношения к Каббале, и поэтому о символах этой религии мы рассказали в соответствующей главе. Можно всю жизнь писать и говорить на иврите, не задумываясь о том, что на этих буквах можно как-то и что-то вычислять. Каббала — не религия. Это учение, наука, которой можно заниматься, а можно и нет, совсем как математикой.

Каббалисты уверены, что их наука — ровесница человеческой цивилизации. Согласно раввинскому преданию, Каббала была первым учением, переданным Адаму в раю архангелом Гавриилом и впоследствии передававшимся из уст в уста.

Полагают, что самая первая книга по Каббале «Тайный ангел» («Разиэль Амалах») написана Адамом.

Он получил свои знания непосредственно свыше, но не как каббалисты — вследствие учебы и волевых усилий. Первым из великих каббалистов, т. е. постигших Творца, был праотец Авраам. Он, как повествует Тора, задался вопросами о смысле бытия и удостоился раскрытия Творца, высшего мира. Накопленные им знания и методику их получения он передал последующим поколениям устно и в книге «Сэфэр Иецира». Знания о Творце, высшем мире, т. е. Каббала, передавались каббалистами устно и письменно. Каждый каббалист добавлял к накопленному опыту свою индивидуальность, но пророк Моисей подробно изложил все эти знания в книге, названной им «Тора», от слова «ор» (свет), и «ораа» (инструкция постижения света).

Каббала продолжала развиваться и после написания Пятикнижия. В период между первым и вторым храмом началось изучение Каббалы в организованных группах каббалистов. В III веке п. э. Шимон бар Йохаи иносказательно на арамейском языке написал книгу «Зогар».

Каббала как наука предлагает свой способ исследования мира, развивая дополнительные способности человека в ощущении окружающего мира. Каббала выражает стремление получить высшее осознание, ощутить истинную картину мира. Современные каббалисты еврейской школы излагают в книгах и преподают свою методику исследования мироздания, получения ответа на смысл жизни, методику, которую назвали «наукой получения» — «Хохмат Каббала».

Изучать Каббалу — дело достаточно проблемное. Для изучающих существуют несколько довольно строгих табу. Так, Каббалу можно учить только после 40 лет и заниматься этим может только мужчина, выполняющий все еврейские религиозные законы. Изучающий Каббалу обязан быть женат, однако женщинам запрещено изучать Каббалу, и, прежде чем изучать тайную часть Торы, то есть Каббалу, нужно в совершенстве знать открытую часть Торы, что само по себе — задача невыполнимая для невежды. Да и для любого человека тоже: кто может сказать про себя, что в совершенстве знает Библию?

Во внешнем облике каббалиста может не быть никакой святости. Просто на определенном этапе своей жизни такой человек, по его словам, получает истинные исчерпывающие ответы на вопросы о смысле жизни. Затем этот обычный человек, изучая Каббалу, обретает дополнительное «шестое» чувство — чувство духовного, с помощью которого он способен ощущать духовный мир как непосредственную реальность, точно так же, как мы ощущаем нашу повседневную реальность, наш мир. «Высшим» тот мир называется потому, что находится за пределами наших обычных ощущений. Каббалист видит, как из высшего мира нисходит и рождается все в нашем мире. Каббалисты полагают, что получают вполне реальную информацию, которая существует вокруг нас, но не воспринимается нами вся. По их мнению, обычный человек воспринимает только небольшой фрагмент окружающего его мироздания, то есть окружающий его мир. В то же время каббалисты полагают, что воспринимают всю картину мироздания. Свои знания они передают в книгах, написанных особым языком. Изучать эти книги следует в группе под руководством опытного каббалиста (рава) по специальной методике. Только тогда эти книги станут средством постижения истинной действительности, и в течение 35 лет (то есть ближе к 80 годам) ученик в состоянии освоить высшие ступени знания.

Точкой отправления для всей Кабаллы является еврейский алфавит. Он состоит из 22 букв, которые не случайно помещены в известном порядке. Каждая буква по своему положению соответствует числу, по форме — иероглифу и по соотношениям с другими буквами — символу. Все буквы происходят от одной — Йод следующим образом.

I. Три матери:

Каббала

II. Семь двойных (названных так потому, что каждая из них имеет два произношения и выражает два смысла: один — положительный, твердый, другой — отрицательный, мягкий):

КаббалаIII. И , наконец, двенадцать простых — остальные буквы. Каждая еврейская буква передает три понятия:

Букву, то есть иероглиф.

Число, смотря по месту нахождения.

Идею.

Комбинировать еврейские буквы — значит комбинировать числа и идеи, отсюда явилось Таро.

Всякая буква, будучи «могуществом» или известной силой, связана более или менее прямо с созидающими силами Вселенной. Так как эти силы развиваются в трех мирах — физическом, астральном и психическом, то каждая буква служит точкой отправления и прибытия для массы соотношений и соответствий. Вследствие этого комбинировать еврейские слова — значит действовать на самую вселенную; отсюда исходит употребление еврейских слов в магических обрядах.

Учение о десяти сефиротах — основа каббалистического учения. Вот что пишет об этом Элифас Леви: «Древние, заметив, что и в физике равновесие является универсальным законом и результатом кажущейся противоположности двух сил, от равновесия физического перешли к равновесию метафизическому, провозгласили, что в Боге, т. е. в живой и деятельной первопричине, необходимо признать два необходимых друг другу свойства: устойчивость и движение, необходимость и свободу, рациональный порядок и свободу воли, справедливость и любовь, а следовательно, строгость и милосердие; два эти атрибута еврейские каббалисты до некоторой степени олицетворяют под названием Гебуры (Geburah) и Хезеда (Chesed).

Над Гебурой и Хезедом расположена верховная корона — уравновешивающая сила, принцип мира или уравновешенного царства; корона эта обозначена именем Малькут в тайном и каббалистическом стихе молитвы Господней.

Но Гебура и Хезед, поддерживаемые в равновесии вверху короной и внизу царством, — два принципа, которые можно рассматривать либо абстрактно, либо в их реализации. Абстрактные или идеализированные, они получают высшее название: «Хокма» (Chocmah) — мудрость и «Бина» (Binah) — разум. Осуществленные, они называются устойчивостью и прогрессом, т. е. вечностью и победой: «Год» (Hod) и «Нетца» (Netzah).

Такова, по учению Каббалы, основа всех религий и наук, первая и неизменная идея всего существующего — тройной треугольник и круг, идея тройного, объясненная помноженным само на себя равновесием, в области идеала и осуществление этой идеи в формах. Древние соединяли главные понятия этой простой и грандиозной теологии с понятием о числах и следующим образом определяли все числа примитивной декады.

«Кетер» (Keter). Корона — уравновешивающая сила.

«Хохма» (Chochmah). Мудрость, уравновешенная в своем неизменном устройстве инициативой разума.

«Бина» (Binah). Деятельный разум, уравновешенный мудростью.

«Хезед» (Chesed). Милосердие — вторая концепция мудрости — всегда благосклонное, так как оно сильно.

«Гебура» (Geburah). Строгость, неизбежное существование которой обусловливается мудростью и добротой. Терпеть зло — значит препятствовать добру.

«Тиферет» (Tiphereth). Красота — лучезарная концепция равновесия в формах, переход от короны к царству, принцип, посредник между Творцом и творением.

«Нетца» (Netsah). Победа, т. е. вечное торжество разума и справедливости.

«Год» (Hod). Вечность побед духа над материей, деятельного над пассивным, жизни над смертью.

«Иезод» (lesod). Основание, т. е. основа всех верований и истин, — то, что мы называем в философии Абсолютом.

Так Древо сефиротов распределяется то телу божественного человека Адама Кадмона

«Мальхут» (Malchut), или «Малькут» (Malkout). Царство — вселенная; все творения, дело и зеркало Бога; доказательство существования высшего разума; точное следствие, заставляющее нас взойти к первым возможным посылкам; загадка, отгадка которой — Бог, то есть Высший и Абсолютный разум.

Эти десять основных понятий, связанных с первыми десятью буквами еврейского алфавита, одновременно обозначая и начала, и числа, представляют собой то, что учителя каббалы называют десятью сефиротами».

Согласно Каббале Неопределимый Бог приходит к определенности в 10 сефиротах, или стадиях своего смыслового саморазвертывания и соотношение этих гипостазированных атрибутов Бога в своей совокупности образует космическое тело совершенного существа — первочеловека Адама Кадмона, сосредоточившего в себе потенции мирового бытия (сравните это с гностическим мифом о божественном человеке).

kabbala_3

Отрезок, равный всему творению, древние условно делили на девять частей. По аналогии с видимым с Земли мирозданием семи частям дали имена космических тел, а две оставшиеся части поделили между собой области неподвижных звезд и первоэлементов.

Схематично все деяние Бога представляет собой девять окружностей, последовательно вписанных одна в другую.

Внешнее кольцо есть Шамаим — Небесный Огонь, из которого все вышло и к которому все вернется вновь. Непосредственно за ним, вне схемы, — Эйн Соф.

Сфера 1 — это двенадцать зодиакальных гениев, которых не следует путать с двенадцатью созвездиями, образующих пояс эклиптики; сферы со 2 по 8 — семь Духовных Разумов Планет, но ни в коем случае не сами планеты; 9 — область Демиурга, сфера первоэлементов, непосредственно участвующих в создании материального мира, или, иными словами, Земля. Вся схема иллюстрирует последовательное продвижение творческого Света вплоть до возникновения первоматерии — философского камня средневековых алхимиков.

Благословенный Узел

Благословенный УзелБлагословенный Узел Олицетворяет собой природу реальности, где все события взаимосвязаны и существуют в виде ячеек кармической паутины.

Не имея ни начала, ни конца, этот узел символизирует бесконечную мудрость Будды, а также единство учения и мудрости.