Древнейшие письмена

Алфавиты (от греч. alphabetos, образованного от названий первых двух букв греческого алфавита: а— альфа и р — бета) являются последним явлением в истории письма. До того как ряд письменных знаков (букв), передающих отдельные звуковые элементы языка (что и является собственно алфавитом), выстроился в постоянном порядке, человек вначале пытался прийти к ним через образы и рисованные символы.

Прототипами первых букв являются символические предметы и условные мнемонические знаки, еще и теперь употребительные у народов, недалеко ушедших от первобытного состояния: у малайцев Суматры обозначениями любви, ненависти и т. п. служат щепотки соли, перца, у американских индейцев — разноцветные бусы (вампум), у меланезийцев —палки с зарубками.

Древнейшие письмена начинаются с изображений, представляющих целую цепь понятий, — с образного (рисуночного) письма, так называемой пиктографии. Этот вид письменности встречается у меланезийцев, эскимосов, австралийцев, особенно же у индейцев Северной Америки. Это письмо отображает сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография — это не письмо в полном смысле слова, так как она не фиксирует саму речь, а отражает ее содержание, причем обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

Пиктограммы известны со времен неолита. С одной стороны, эти древнейшие письмена иногда неотличимы от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древнекитайских и некоторых других иероглифов.

Имеется множество примеров пиктограмм из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, Сомали, Трансваале), Северной и Южной Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберленде (Англия), изображения на скалах в Швеции, Ирландии, на Онежском озере, «писаницы» (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., «оленные камни» в Монголии и т. п.

Можно предполагать, что первые неолитические пиктограммы со сценами охоты имели магическое предназначение и служили для напутствия охотников на удачную охоту или наносились на стены в целях благодарности божествам, пославшим изобилие зверей в край. Так или иначе пиктограммы выполняли свое предназначение — они отображали определенное понятие.

А уж от изображения головы быка как символа животного было недалеко до буквы «алеф». Однако многие народы так и не смогли совершить этот шаг. Где-то письменность настолько почитали, что она носила ритуальный характер и в нее посвящались только люди жреческого сословия (как, например, у древних египтян или кельтов).

Самыми изученными на сегодняшний день явдяются древнейшие письмена — изображения у североамериканских индейцев. Известно даже имя изобретателя индейского письма — это вождь индейского племени чероки по имени Секвойя (его именем было названо высочайшее дерево американского континента).

Почти все рисунки индейцев изображают реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в какой-то год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещение мест отдельными личностями.

Манера изображения (людей, зверей и т. д.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и обычные обозначения смерти (например, от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от другого и т. д.

Добавить комментарий