Письменность древних египтян

Благодаря сохранившимся записям мы можем наблюдать письменность древних египтян в их историческом развитии — от первых символьных иероглифов до иератического письма, где символы потеряли первоначальный картинный характер.

Греческие писатели, современники Римской империи, назвали знаки египетских надписей, вырезавшихся тогда, пожалуй, только на стенах храмов, иероглифами (от греческих слов «бегов» — священный и «алурло» — (режу, высекаю).

По внешнему облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных предметов.

Иероглифы или прямо «изображали» слово, например, изображение быка, означало слово «бык», или косвенно намекали на содержание слова, например, изображение палицы — оружия соседних племен — означало название их страны «Ливия».

Первая письменность древних египтян выражилась в иероглифах носила явно картиночный характер:

Письменность древних египтян

Всего известно до 5000 разных египетских иероглифов, однако в каждую эпоху использовалось не более 700—800.

Среди египетских иероглифов различают:

1) одноконсонантные знаки (около 30), обозначавшие согласные звуки египетского языка;

2) двух-трехконсонантные знаки для фонетической передачи морфем;

3) идеограммы — для обозначения целых слов;

4) детерминативы — вспомогательные (непроизносимые) идеографические знаки, уточняющие значения слов.

Демотика

Демотика

Иероглифика

Иероглифика

Иератика на протяжении многих веков употреблялась для написания на папирусе текстов разнообразного содержания. В VIII—VII вв. до н. э. появляется новое письмо — демотика. Демотическое письмо отличается от иератики гораздо большей курсивностью и обилием лигатур, что затрудняет чтение демотических текстов. Последние демотические тексты относятся к V в. н. э.

В конечном счете большинство текстов стали демотическими, утратив всякий намек на свое иероглифическое происхождение. Демотическое письмо сохранилось только для написания текстов культового характера.

Последняя демотическая надпись, найденная на Розеттском камне, утратила всякое сходство с иероглификой настолько, что напоминала обычное арамейское письмо.

Письменность древних египтян

Символику древнеегипетской религии мы будем разбирать в отдельной главе, но уже сейчас надо сказать, что она неотделима от древнеегипетского письма, которое еще трудно назвать алфавитом в нашем понимании этого слова. Дело в том, что к своим богам египтяне обращались на особом, священном языке — он, собственно, и был языком первых иероглифов.

Вообщето все известные мировые культуры опираются на использование символического значения букв — как в их графическом, так и в фонетическом значениях. Буквенный символизм строится на теории космических соответствий. Блаватская писала, что буква — это символ небесного прообраза земных реалий.

В ряде алфавитов буква была представлена по принципу сходства с предметами и вещами, в форме которых угадыва­лось ее очертание. В наши дни так рисуют детские азбуки, для наглядности изображая букву А в виде арбуза, а букву Я, соответственно, в виде яблока. Изучение символики букв позволяет распознавать связи, лежащие в основе иероглифов, священных преданий, космогонии.

Предания решительно всех народов, которым была свойственна собственная письменность, указывают, что они были дарованы людям богами.

Древние египтяне просто называли свои иероглифы «языком богов». Есть легенды, что древние египетские аннаты были написаны еще до Потопа богом письменности Джехути или Тотом, изображавшимся то с головой ибиса, то в виде собакоголовой обезьяны-бабуина. Его же отождествляли с первым ученым на нашей планете, основателем философии и всех тайных наук — Гермесом Трисмегистом («трижды величайшим»).

Если такой личности и не существовато в природе, то, говоря словами Вольтера, «его следовало бы выдумать». Древние греки полагали, что в облике Тота египтяне представляли «посланника богов» Гермеса, однако в их пантеоне Гермес никогда не играл столь важной роли, какую в Египте отводили богу Тоту.

Письменность древних египтян

Египетская легенда гласит, что бог Тот задолго до Потопа начертал на таблице иероглифами, или священными изображениями, принципы всех знаний. После Потопа второй Тот — Гермес Трисмегист, или «первый Гермес» (у римлян — Меркурий) перевел содержание этих таблиц на вульгарный язык.

Так древние египтяне изображали бога Тота

бог Тота

Марсилио Фикино в своих заметках писал: «Египетские жрецы, когда им нужно было указать на божественные истины, не использовали буквы, а рисовали фигуры растений, деревьев и животных; они понимали, что знание, передаваемое Богом, не предполагает дискурсивное мышление, но выражается в простой и незыблемой форме. К примеру, ваша мысль о времени является многогранной и подвижной.

Она утверждает, что время поспешно и с помощью различных преобразований объединяет начало с концом. Время учит осмотрительности, вносит объекты и события в реальность, а затем разрушает их. Египтяне воплощали это знание в одном единственном образе. Они рисовали крылатую змею, держащую во рту свой хвост. Как описывает Гор, жрецы сходным образом изображали и другие вещи».

Письменность древних египтян

В отличие от алфавитного письма, направленного на максимальную простоту и доступность для самых Широких слоев населения, символическое письмо направлено на максимальную сакральность, закрытость, доступность лишь для посвященных в таинства этой письменности и соответствующего культа.

Добавить комментарий