Алхимические символы

У алхимии всегда были две главные цели: превращение дешевых металлов в золото (трансмутация) и поиски эликсира жизни (бессмертия, вечной молодости). Это привело к разделению алхимиков на два отряда — идеалистов и прагматиков. Прагматики годами трудились в дымных лабораториях, закладывая основы современной химии, в то время как идеалисты, о которых в XVI веке сокрушался Парацельс, говоря, что они «носили золотые горы в своих головах, прежде чем доходили руками до огня», спекулировали теориями о поиске магического трансформирующего средства — философского камня.

Считалось, что первая трансмутация была осуществлена первым известным автором работ по алхимии Зосимой в III веке. В IV веке Гебер разработал процессы дистилляции, сублимации и кальцинирования. Он говорил, что основными качествами алхимика должны быть терпение и настойчивость, но также увековечил миф о том, что ключом к трансмутации служит соединение ртути с серой. Сейчас уже признано, что алхимики разработали лабораторные приборы, оборудование и технические приемы, а также приумножили объем научных знаний, но, как говорят нам школьные учебники и популяризаторы науки, все это ради химерической цели получения искусственного золота.

Какие же цели на самом деле преследовала алхимия? В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которые хотели достичь алхимики: «Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:

1. Приготовление сложного вещества, называемого эликсиром, универсальным лекарством или «философским камнем», который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций.

2. Создание «гомункулуса», или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.

3. Приготовление универсального растворителя, который растворял бы любую субстанцию.

4. Палингенез, или восстановление растений из пепла. Это был бы первый шаг к искусству воскрешения мертвых.

5. Приготовление spirifus mundi — мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.

6. Извлечение «квинтэссенции», или активного первоисточника всей материи.

7. Приготовление aurum polabile — жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу».

Алхимические символы Древнего Египта

Алхимические символы Древнего ЕгиптаЭзотерически алхимия (само слово всуе не произносили, называя это занятие «Великое дело») связана с трансмутацией свинца в золото. Но это не просто физический процесс: трансмутация требует от алхимика кардинального изменения его собственного сознания. Путем твердой самодисциплины, снов и видений он стремится превратить самое себя в философский камень. Большинство описаний этого процесса двусмысленны, уравнивают символическое с физическим.

В старых текстах Солнце (сера) и Луна (ртуть) показывались как король и королева, лежащие в одной растворяющей ванне.

solnce_i_luna

В очищающем жаре нового роста они химически сливались в гермафродитную форму. Новое создание (идея, тело) проявлялось через тепло в белизне (albedo)— пресловутый «белый камень».

germafrodit

Так после многих лет контроля над душой и телом для истинного алхимика становилась возможной психокинетическая трансмутация вещества. Существуют легенды, что царь Соломон и Пифагор были алхимиками и что первый из них получал алхимическими средствами золото для украшения собственного храма. Наш прагматичный век с легкостью навесил на алхимию ярлык лженауки.

Но надо учитывать, что в Древние и Средние века ремесло шарлатана было весьма опасным, и попытка обмана власть имущих приравнивалась к государственному преступлению и каралась весьма жестокими методами. Между тем известно, что очень часто дружбы алхимиков добивались государи, которые без единой слезинки отправляли на плаху жен, друзей и родственников. Логично предположить, что если бы все опыты алхимиков были безуспешными, то за это занятие их сжигали бы на кострах.

Европейские алхимические символы

evroreiskie_alhimicheskie_simvoli

Последняя исторически зафиксированная трансмутация произошла в Англии в 1782 году. Некий Джеймс Прайс пригласил группу видных людей к себе в Суррей. Они сообщили, что на их глазах он превратил ртуть в серебро, нагревая ее с белым порошком, и в золото — с красным. Полученные слитки оказались подлинными — профессиональных ювелиров не проведешь. Когда Прайса стали принуждать изготовить еще больше порошка, он заявил, что это повредило бы его здоровью (видимо, подразумевая психокинетический аспект). Находясь в сильнейшем стрессе от возникшей перепалки, Прайс покончил с собой, выпив цианид на глазах у трех членов Королевского общества, присланных изучить его заявления.

В своих аллегориях алхимики часто использовали также человеческие, животные и растительные эмблемы, иногда причудливые сочетания фигур — такие, как дракон, крылатый змей, единорог и феникс. Почти всегда золото символизировалось королем с короной на голове и скипетром в руке.

Под слоем так называемых алхимических символов скрывается удивительная концепция — тройной ключ к воротам вечной жизни. Если считать, что алхимия есть мистерия трех миров — божественного, человеческого и стихийного, — то становится ясно, почему мудрецы и философы придумали и развили систему тонких аллегорий, скрывающих эту мудрость.

Добавить комментарий